середу, 30 червня 2010 р.

Гусеничный мотоцикл - SdKfz 2 «Kettenkraftrad HK-101»



В 1940 году фирма NSU Werke получила заказ на разработку легкого полугусеничного тягача грузоподъемностью 0,5 тонн. Создавался он, прежде всего, как артиллерийский тягач для парашютистов и горных егерей, одним из требований была возможность перевозить его внутри военно-транспортного самолета Junkers 52/3M. Новый тягач кардинально отличался от всего того, что выпускалось до сей поры. Больше всего он напоминал помесь трактора и мотоцикла, что породило прозвище Kettenkrad, под которым он известен. Официально же он назывался Kleines Kettenkraftrad Typ HK 101, и имел сквозной индекс SdKfz 2. Одним из главных разработчиков новой машины являлся Генрих Эрнст Книпкамп, более известный как создатель ходовой части танков "Тигр" и "Пантера". Концепция полугусеничного мотоцикла была им запатентована еще летом 1939 года. Книпкамп оснастил машину ходовой частью собственной разработки, с шахматным расположением катков. Традиционным для немецких полугусеничных тягачей было и применение металлических траков с резиновыми подушками. Управление осуществлялось при помощи переднего колеса, впрочем, даже без него машина вполне могла поворачивать. Помимо водителя, Kettenkrad мог принять на борт еще двух человек, полная грузподъемность составляла 325 килограмм (что, впрочем, не мешало Kettenkrad тянуть за собой более тяжелые грузы). На тягач устанавливался 1,5-литорвый двигатель Opel мощностью 36 лошадиных сил, что позволяло развивать скорость 70-80 км/ч. Kettenkrad отличался отличной проходимостью, что сочеталось с компактными размерами, для парашютистов и горных егерей это было немаловажным фактором. Помимо базовой версии, существовали еще два варианта машины, SdKfz 2/1 и SdKfz 2/2, оба создавались для прокладки кабелей. Первые 142 Kleines Kettenkraftrad Typ HK 101 были выпущены в 1940 году. Дебютировали они в мае 1941 года во время высадки на Крит. Первые три года тягачи производились в небольших количествах, но уже в 1943 году их произвели 2,5 тысячи. В этом же году к производству Kleines Kettenkraftrad Typ HK 101 подключилась фирма Stoewer. До конца войны было произведено 8871 тягачей данного типа, из них Stoewer выпустила около 1300 штук. К середине войны Kettenkrad применялся уже и Вермахтом, кроме того, его стали использовать как легкий тягач на аэродромах. После окончания войны из заделов корпусов было выпущено еще около 550 Kleines Kettenkraftrad Typ HK 101, теперь уже как сельскохозяйственные трактора. Окончательно производство Kettenkrad закончилось лишь в 1949 году. Кроме того, французская фирма Babiolle переделала некоторое количество Kettenkrad в обычные трактора, при этом пост управления переносился назад и убиралось переднее колесо.
                                                                     Архивные фото

                                                                    Современные фото


Специальный прицеп

 

Современное видео


Немає коментарів:

Дописати коментар