понеділок, 1 листопада 2010 р.

Американский джип второй мировой войны "Виллис-МВ" (4x4)


  • иллис-МА, 4x4, 1941 г.
    Виллис-МА, 4x4, 1941 г.
  • Виллис Куод, 4x4, 1940 г.
    Виллис Куод, 4x4, 1940 г.
  • Виллис-МВ "Джип", 4x4, 1943 г.
    Виллис-МВ "Джип", 4x4, 1943 г.
  • Виллис Супер Джип, 6x6, 1943 г.
    Виллис Супер Джип, 6x6, 1943 г.
  • Виллис-WAC, 4x4, 1943 г.
    Виллис-WAC, 4x4, 1943 г.
  • Ремонтная мастерская на шасси "Виллис-МВ", 4x4, 1944 г.
    Ремонтная мастерская на шасси "Виллис-МВ", 4x4, 1944 г.
  • "Виллис-МВ" для ВМФ США, 4x4, 1942 г.
    "Виллис-МВ" для ВМФ США, 4x4, 1942 г.
  • "Виллис-МВ" с радиостанцией, 4x4, 1944 г.
    "Виллис-МВ" с радиостанцией, 4x4, 1944 г.
  • "Виллис-MD" (М38А1С) с противотанковыми ракетами "Дарт"
    "Виллис-MD" (М38А1С) с противотанковыми ракетами "Дарт"
  • "Виллис-МС" (М38) с безоткатной пушкой М27, 1953 г.
    "Виллис-МС" (М38) с безоткатной пушкой М27, 1953 г.
  • Виллис-MD (М38А1), 4x4, 1953 г.
    Виллис-MD (М38А1), 4x4, 1953 г.
  • Виллис CJ2A, 4х4, 1948 г.
    Виллис CJ2A, 4х4, 1948 г.
  • Виллис ХМ677 (FC170), 4x4, 1958 г.
    Виллис ХМ677 (FC170), 4x4, 1958 г.
  • Виллис ХМ443Е1, 4x4, 1958 г.
    Виллис ХМ443Е1, 4x4, 1958 г.
  • Виллис М274А1 "Механический мул", 4x4, 1960 г.
    Виллис М274А1 "Механический мул", 4x4, 1960 г.
Американская компания "Виллис-Оверленд" (Willys-Overland) стала знаменитой как изготовитель самого известного во времена Второй мировой войны легкого полноприводного разведывательного автомобиля "Виллис-МВ" (4x4), вошедшего в историю под названием "Джип" (Jeep). Между тем наибольшую часть своей жизни компания занималась изготовлением гражданских легковых машин и небольших грузовиков. В 1909 г. ее основал Джон Норт Уиллис (John North Willys), приобретя небольшую фирму "Оверленд" (Overland), выпускавшую легковые автомобили с 1905 г. Свои первые армейские пикапы компания "Виллис-Оверленд" начала изготовлять в разгар Первой мировой войны. В то время они входили в небольшое стандартизованное семейство легких грузовиков армии США и выпускались сразу тремя фирмами. Все машины оснащали 38-сильным двигателем и 3-ступенчатой коробкой передач.
После этого в военной истории компании "Виллис-Оверленд" наступил долгий перерыв, длившийся до июня 1940 г., когда от управления Квартирмейстерского корпуса сухопутных сил США поступило предложение разработать легкий 3-местный полноприводный разведывательный автомобиль с полезной нагрузкой 250 кг. Машина с простым открытым кузовом без дверей должна была нести на себе пулемет, иметь колесную базу 80 дюймов (2032 мм) и развивать скорость 50 миль в час (80 км/ч). Ее сухая масса первоначально оценивалась в 1200 фунтов (545 кг), потом ее увеличили до 1275 фунтов (580 кг), а впоследствии довели до 2160 фунтов (980 кг). Прототип следовало представить на испытания через 49 дней, а в течение следующего месяца изготовить еще 70 машин. Такие приглашения разослали 135 американским фирмам, но положительный ответ дали только две, в том числе "Виллис-Оверленд". К тому времени фирма находилась в состоянии тяжелого кризиса, а перспектива получения крупного государственного заказа могла бы спасти ее от банкротства.
В установленный срок свою машину представила лишь небольшая фирма "Америкэн Бантам" (American Bantam), давно сотрудничавшая с военным ведомством. Первый образец "Виллиса", разработанный главным инженером Делмаром Барни Роосом (Delmar Barney Roos), поступил на испытания только 11 ноября 1940 г. Автомобиль получил название "Куод" (Quad) и внешне напоминал машину главного конкурента "Бантама". Его силовым агрегатом стал надежный и проверенный временем 4-цилиндровый двигатель "Виллис-441" (2199 см3, 54 л.с.), работавший с 3-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной. "Куод" оснащался лонжеронной рамой, рессорными подвесками обоих неразрезных мостов, барабанными тормозами с гидроприводом, электрооборудованием напряжением 6 В и колесами с шинами размером 6.00–16. Машину построили в двух экземплярах, причем один из них получил также задние управляемые колеса. В ноябрьских испытаниях 1940 г. принимал участие и прототип "Пигмей" (Pygmy) компании "Форд" (Ford), который и был признан победителем конкурса, а "Виллис Куод" оказался самым тяжелым: он весил 1100 кг — на 120 кг выше нормы. В результате его доработки и уменьшения массы появился второй образец "Виллис-МА" с плоской решеткой радиатора и более угловатым капотом, весивший 980 кг и оказавшийся наиболее приемлемым для серийного производства. Во избежание нездоровой конкуренции между тремя фирмами, в начале 1941 г. комиссия под председательством президента Рузвельта приняла решение выдать каждой из них заказ на партию из 1500 автомобилей.
Выпуск "Виллиса-МА" начался в июне 1941 г. Помимо многоцелевого варианта он предлагался в санитарном исполнении и как зенитная установка Т54 со спаренным 12,7-мм пулеметом. Тем временем бушевавшая в Европе Вторая мировая война и перспектива вступления в нее Соединенных Штатов заставили военное ведомство США вмешаться в эти работы и дать указание срочно развернуть массовое производство новых автомобилей. 1 июля 1941 г., вопреки надеждам компании "Форд", построившей улучшенный вариант GP, за основу был принят модернизированный "ВиллисМВ". Серийное производство машины на заводе "Виллис" в Толидо, штат Огайо, началось 18 ноября, а "Форд" приступил к ее выпуску под индексом GPW лишь в начале следующего 1942 г.
"Виллис-МВ" был универсальной, прочной и надежной машиной, которую можно было легко приспособить для разнообразных военных нужд, перевозки и установки различного военного оборудования и вооружения. Внешне от модели МА он отличался фарами, перенесенными с крыльев в облицовку радиатора, и деталями кузова. В техническом отношении 4-местный "Виллис-МВ" был практически идентичен своим предшественникам, хотя и получил модернизированный двигатель "442", развивавший прежние 54 л.с. Он имел колесную базу 2032 мм, колею — 1230 мм, габаритную длину — 3378 мм, ширину — 1574 мм и высоту по тенту — 1778 мм. Его сухая масса составляла 1108 кг, полная — 1657 кг. Максимальная скорость — 105 км/ч, средний расход топлива — 11–12 л на 100 км. Этот автомобиль произвел настоящий переворот в военном деле и автомобильной технике, недаром популярный "ВиллисМВ" получил звание "Автомобильный герой ХХ века", но лучше всего он известен под именем "Джип". Происхождение этого слова до сих пор точно неизвестно, но главной считается версия, что это был измененный вариант произношения аббревиатуры GP (General Purpose) — "джи-пи", обозначавшей новый класс "многоцелевых автомобилей общего назначения".
Легендарный "Виллис-МВ" выпускался в основном в универсальном исполнении с открытым кузовом и брезентовым тентом. Во время войны на его базе создали огромное количество различных вариантов: штабные и санитарные, с различным вооружением, бронированные, авиадесантируемые, 10-местные длиннобазные, гусеничные, полугусеничные или на железнодорожном ходу. Наиболее известными боевыми машинами на таком шасси стали самоходные установки Т47 с 12,7-мм пулеметом и Т21 с 75-мм безоткатным орудием, 8-зарядная система залпового огня Т36, зенитные комплексы SAS и легкие бронеавтомобили серии Т25. В СССР на них испытывалась самая легкая "катюша" — реактивная установка БМ-8-8 с 8 ракетами калибра 80 мм. В США в разгар войны появились опытные образцы сверхлегких джипов "Виллис-MBL" или "Пилот" (Pilot) с 5-ступенчатой коробкой передач и деревянными кузовами, весившие около 700 кг, а также "Виллис-WAC" (Willys Air Cooled) или "Джиплет" (Jeeplet) особой конструкции с мотоциклетным 2-цилиндровым 24-сильным мотором воздушного охлаждения центрального расположения, независимой подвеской и алюминиевыми панелями кузова. Масса миниджипа составляла всего 450 кг. В 1944 г. он стал базой легкой открытой транспортной тележки WAC-3, предшественника не менее известного "Механического мула". Одновременно велась работа по созданию тяжелых машин MLW (4x4) грузоподъемностью 750 кг и 1-тонного "Супер Джипа" (Super Jeep) 6x6 с 60-сильным мотором. На его базе была изготовлена партия санитарных машин, полугусеничных артиллерийских тягачей Т29/Т29Е1, 37-мм зенитных установок Т14 и бронеавтомобилей Т24 с открытым верхом и 12,7-мм пулеметом, весивших около 2,5 т.
"Виллис-МВ" стал самым массовым автомобилем периода Второй мировой войны, первой в мире серийной полноприводной машиной и самым популярным легким военным автомобилем всех времен. В общей сложности до августа 1945 г. компании "Виллис" и "Форд" по государственным заказам изготовили 626727 джипов, из которых 348849 экземпляров пришлось на "Виллис", а с учетом иных поставок — 359851 автомобиль. С появлением "Виллиса-МВ" практически вся партия выпущенных к тому времени машин серии МА была поставлена в СССР по лендлизу. В ходе войны к ним присоединились еще 52 тыс. джипов "Виллис-МВ" и "Форд GPW", часть из которых собирали в Коломне и Омске, а на "Виллисе" выпускали также амуницию и комплектующие для самолетов.
Окончание войны для компании "Виллис", прочно привязанной к производству армейских джипов, стало предвестником трудных времен. С прекращением потока крупных военных заказов она так и не смогла разработать ничего нового и долгое время модернизировала свой вариант МВ, превращая его в очередные военные и гражданские модели, судьбы которых тесно переплелись между собой. Еще в 1944 г. "Виллис" разработал гражданский вседорожник CJ (Civilian Jeep) или CJ1А, выпускавшийся с 1946 г. в улучшенном исполнении CJ2A, которое уже через два года поступило в армию США. Потребности вооруженных сил в таких машинах и привычка к джипам военных времен оказались столь сильными, что зимой 1950 г. на гражданском шасси CJ3A началось изготовление нового джипа "Виллис-МС", более известного под военным индексом М38. Он получил усиленную ходовую часть, шины размером 7.00–16, цельное лобовое стекло, ограждение указателей поворота, 24-вольтовое электрооборудование, переднюю лебедку и весил 1250 кг. До 1953 г. изготовили около 60 тыс. таких машин, в выпуске которых участвовал также канадский завод компании "Форд". Одним из немногих вариантов серии М38 был опытный авиадесантируемый "Аэро Джип" (Aero Jeep) или "Бобкэт" (Bobcat), весивший 700 кг.
Практически одновременно с джипом М38 фирма разработала более солидный вариант "Виллис-MD" или М38А1. Он отличался верхнеклапанным двигателем "Харрикэйн" (Hurricane) прежнего рабочего объема, развивавшим мощность 67 л.с. и определившим более высокое расположение капота, удлиненной на 1 дюйм колесной базой (2057 мм), более широкими шинами размером 7.50–16 и увеличенными габаритами. В 1952 г. "Виллис" приступил к его серийному производству и выпускал этот джип до последних дней своего существования. Усиленное шасси М38А1С использовалось для установки безоткатных орудий, зенитных пушек и противотанковых ракет "Дарт" (Dart). С 1954 г. в программу входил длиннобазный 6-местный джип "Виллис-MDA" (база 2565 мм), шасси которого применялось в основном для санитарных машин М170. В общей сложности автомобилей серии М38А1 построили около 100 тыс. экземпляров.
С 1953 г. на гражданском шасси CJ3B с верхнеклапанным 62-сильным мотором изготовлялся армейский джип М606, предназначенный в основном для экспорта и сборки по лицензиям во многих странах мира. В свою очередь, военные серии MD и MDA послужили основой гражданских вседорожников CJ5 и CJ6, остававшихся в производстве до середины 80-х гг., а в конце 50-х гг. модель CJ5 стала базой обновленного джипа М606А2. С конца 40-х гг. в вооруженные силы США поступали также доработанные варианты гражданских полноприводных пикапов и грузопассажирских автомобилей "Стэйшн Вэгон" (Station Wagon).
Столь глубокая взаимозаменяемость и многообразие моделей, практически не отличавшихся друг от друга, отражали тяжелое положение "Виллиса", не способного самостоятельно создать принципиально новые полноприводные автомобили. 28 апреля 1953 г. его выкупила промышленная корпорация "Кайзер Индастриз" (Kaiser Industries), превратив в свое отделение "Кайзер-Виллис" (Kaiser-Willys Division), но сохранив прежнюю торговую марку. Приток крупных финансовых средств позволил "Виллису" заняться созданием принципиально новой военной техники. Развитием опытных работ конца Второй мировой войны стала авиадесантируемая транспортная тележка "Механический мул" (Mechanical Mule) 4x4 грузоподъемностью 500 кг с колесной базой 1448 мм, трубчатой алюминиевой рамой, двумя или четырьмя управляемыми колесами. Откидное рулевое колесо можно было устанавливать как в передней и задней частях грузовой платформы либо сбоку от нее, так и под машиной, что позволяло управлять ею, следуя рядом или ползком под автомобилем, высота которого составляла всего 685 мм. Прототип ХМ274 появился в 1951 г., а серийное производство "Механического мула" М274 началось только в 1956 г. В задней части под платформой помещались 4-цилиндровый оппозитный двигатель "Виллис АО-53" (876 см3, 15 л.с.) воздушного охлаждения и 3-ступенчатая коробка передач. Вариант М274А1 получил 17-сильный мотор с усиленным охлаждением. Развитием "Механического мула" в 1958 г. стал опытный многоцелевой бескапотный грузопассажирский автомобиль ХМ443 с полезной нагрузкой 750 кг, оснащенный 4-цилиндровым оппозитным мотором жидкостного охлаждения (2,7 л, 72 л.с.), расположенным в центральной части шасси, независимой пружинной подвеской и открытым алюминиевым кузовом. Вариант ХМ443Е1 предлагался также в виде многоцелевой тележки. Из опытной стадии фактически не вышла и серия многоцелевых военных автомобилей на базе стандартной 1-тонной бескапотной серии FC (4x4). В конце 50-х гг. на шасси FC170 с 4-цилиндровым дизелем, 3-ступенчатыми основной и раздаточной коробками "Виллис" изготовил опытные образцы пикапов ХМ676 и ХМ677 (с двойной кабиной) и фургонов ХМ678/ХМ679 с цельнометаллическими кузовами, которые были испытаны в ВМС США.
С появлением в начале 60-х гг. более совершенного и дешевого джипа М151 компании "Форд" финансовое положение "Виллиса" стало резко ухудшаться. Эта марка прекратила существование в 1963 г., когда отделение "Кайзер-Виллис" было преобразовано в компанию "Кайзер Джип" (Kaiser Jeep). Впоследствии она перешла к концерну "Америкэн Моторс" (American Motors). В настоящее время прямым наследником "Виллиса" является компания "Джип" (Jeep), на 2006 г. входившая в корпорацию "ДаймлерКрайслер" (Daimler-Chrysler).

Немає коментарів:

Дописати коментар