Экипаж Flakpanzer-I на отдыхе после марша. Сентябрь 1941 года. |
Как известно, первый танк, поступивший на вооружение гитлеровского вермахта — Pz-1, представлял собой в большей степени учебную машину, чем боевую. В 1933 году, когда началось его серийное производство, чисто пулемётный танк считался уже чем-то вроде анахронизма. Тем не менее, и сам Рz-I, и аналогичные машины в других странах благополучно просуществовали вплоть до начала Второй мировой войны и приняли в ней участие. Однако, с точки зрения инициаторов моторизации германских сухопутных войск, и в первую очередь генерала Гудериана, в ожидании поступления на вооружение немецкой армии полноценных боевых танков Pz-III и Pz-IV, разработка которых требовала больше времени, было бы неплохо получить машину, обладавшую более высокими ТТХ, чем Рz-I. To есть своего рода промежуточный танк, пригодный как для обучения личного состава и отмобилизации подразделений танковых войск, так и для боевого применения.
Во время боевых действий германского вермахта против Франции в 1940 году подразделения ПВО сухопутных войск имели на вооружении первые образцы зенитной самоходной артиллерии, а именно 20-мм автоматическую пушку на шасси 1-тонного полугусеничного тягача (Sd Kfz 10/4), недостаток которого выявился очень скоро — он был небронированным. Потребность в такой гусеничной машине, которая имела бы броневую защиту экипажа, была осознана уже в 1940 году, но в период военных успехов не было времени на её разработку. В качестве базы выбрали шасси устаревшего лёгкого танка Panzer I Ausf.A. Для этого были причины: из-за ограниченных возможностей производства вооружений приоритетным направлением был выпуск боевых танков. Использование их ходовых частей для переделки в зенитные танки не рассматривалось — в конце концов имелось довольно большое количество устаревших лёгких танков, которые могли пригодиться для этого. Об истории создания зенитного танка (Flakpanzer I), к сожалению, известно очень мало. Согласно В. Шпильбергеру, распоряжение о переделке ходовой части исходило от Отдела артиллерийско-технического снабжения сухопутных войск (Heerswaffenamt/WaPruf 6) и было направлено двум фирмам — Alkett (Berlin-Tegel) и Daimler-Benz (Berlin-Marienfelde). Однако другие источники утверждают, что переделка осуществлялась на фирме Stoewer в Штеттине. Поэтому более вероятным представляется предположение, что Stoewer взял на себя окончательную сборку поставляемых деталей.
Основные шасси для переделки предоставила 1-я рота 610-го транспортного батальона (Minitiontransportabteilung 610), где Panzer I Ausf. А использовались как транспортёры боеприпасов. В качестве вооружения зенитного танка использовалась 20-мм автоматическая зенитная пушка Flak 38 с боевой скорострельностью 220 выстрелов в минуту. Созданная для Panzer I Ausf.А ходовая часть была во многих отношениях неудачной, что вело к трудностям для будущих экипажей: базовая машина, первоначально рассчитанная на экипаж из двух человек при полной бронезащите, должна была теперь иметь экипаж от 5 (для действий по наземным целям) до 8 человек (для зенитной стрельбы), а это значительно увеличивало нагрузку на ходовую часть. Заднее направляющее колесо (ленивец) было на уровне земли, поэтому при быстрых поворотах танк сбрасывал гусеницы, что при использовании зенитного орудия для стрельбы по наземным целям могло привести к роковым последствиям. Так же у танка была довольно ненадёжная трансмиссия и слабый двигатель в 57 л.с., который долго доставлял неприятности, быстро нагревался: и на глушителях можно было даже обжечь пальцы. Многие недостатки вели к необходимости создания улучшенного варианта на шасси Panzer I Ausf.В, который в 1941 г. всё равно уже был устаревшим. Хотя в этой модификации было больше места для экипажа, базовой моделью почему-то была выбрана ходовая часть Ausf .А. Все эти существенные недостатки указывали на то, что при этой переделке надо было сделать зенитный танк мобильным, вездеходным и в кратчайшее время. Предназначался он для борьбы с низколетящими самолетами в походных порядках сухопутных войск.
Чтобы обеспечить пушке оптимальный центр тяжести, лобовая броня была перемещена вперед на 18–20 см. Для увеличения площади орудийная платформа была снабжена дополнительными закрепленными на шарнирах створками. Боковые створки были из небронированной стали и поэтому не обеспечивали защиту от огня пехоты противника, а задняя створка в большей степени служила в качестве опоры для частей вооружения. На заново созданной платформе зенитная пушка Flak 38 по отношению к оси машины была смещена вправо, за счёт чего водитель получил лучший доступ к отделению управления. Сама пушка не была закреплена «намертво» и могла быть вручную демонтирована силами расчёта за 4 минуты и за 6 минут снова установлена на платформу. Единственным удобством для экипажа на марше были кожаные амортизирующие прокладки на платформе. Личное оружие — карабины Mauser 98К и часть боеприпасов для пушки укладывались внутри танка за сиденьем водителя. Большая часть боеприпасов и запасные стволы к орудию перевозились в специальном прицепе (Sd.Ah. 51), там же в деревянных ящиках перевозились и личные вещи экипажа. Для прицепа Sd.Ah. 51 зенитный танк получил новое удлиненное сцепное устройство. Связь между машинами осуществлялась с помощью сигналов, подаваемых флажками, так как радиооборудование было демонтировано.
Таким образом, произведенный серией в количестве 24 единиц, Flakpanzer I стал первым зенитным танком вермахта. Все машины поступили на вооружение 614-го моторизованного зенитного батальона сухопутных войск (Fla.-Bataillon 614). Батальон был сформирован в Апьтварпе (Altwarp), в одном из центров формирования подразделений ПВО сухопутных войск, в районе Штеттина. В период переделки боевой машины велась теоретическая и практическая подготовка личного состава, прибывшего из запасных зенитных частей. Как моторизованное подразделение батальон располагал довольно разнородным автомобильным парком, собранным из реквизированных немецких и трофейных французских и английских машин.
В конце августа 1941 года батальон железнодорожным транспортом проследовал через Берлин, Дрезден, Будапешт, Прагу, в Румынию в район Ясс. Оттуда начался «долгий марш» — по меньшей мере 600 км — в предполагаемый район боевых действий на южном участке Восточного фронта.
Сначала на батальон были возложены задачи по охране мостов через Днепр. Целесообразность использования зенитного танка чрезвычайно успешно реализовалась применением его в качестве орудийной платформы для 2-cm Flak, поражающей многие воздушные цели.
Однако весьма проблематичным представляется постоянное использование его против наземных целей: так же как и при использовании штурмовых орудий, в этом случае было необходимо взаимодействие с собственной пехотой. Но под огнём противника она часто оставалась лежать и не могла обеспечить защиту зенитных танков от флангового огня. При решительном противодействии из укреплений применение зенитных танков в наземном бою часто вело к их гибели. Опаснейшим противником экипажа зенитного танка были при этом расчёты противотанковых ружей, ведущие огонь из хорошо оборудованных траншей. Советские подразделения имели на вооружении значительное количество таких ружей (14,5-мм ПТРД и ПТРС), которые легко пробивали 13-мм броню Panzer I Ausf.A на расстоянии 500 м. А трассирующий след при стрельбе из 20-мм зенитки Flak 38, который действовал на противника деморализующе, давал возможность легкого визуального обнаружения танка в наземном бою.
Типичной иллюстрацией применения зенитного танка для борьбы с наземными целями является отчёт о сражении под Харьковом 17 мая 1942 года унтер-офицера Кнаппе из 1-ой роты 614-го зенитного батальона: «Ровно в 4.45 обрушился шквал огня, а через пять минут мы услышали шум авиационных моторов. Такого мы ещё не испытывали: 200 немецких бомбардировщиков атаковали вражеские позиции. Наши собственные штурмовые группы при этом тоже понесли потери, так как находились на исходных позициях только в 200 метрах от врага. К тому же ветер нёс в нашу сторону густой дым от разрывов. Тотчас вражеская артиллерия открыла заградительный огонь и вынудила нас искать все возможные укрытия, чтобы избежать осколков. Затем пехота пошла в атаку, для нас это означало „Зенитки к бою!“
На краю деревни наступление приостановилось, первый зенитный танк вышел из строя, унтер-офицер Меллер и ефрейтор Звере погибли, остальные члены экипажа были ранены. Лейтенант Буссе повёл вперед второй танк и тоже сразу был ранен, экипаж вынужден был покинуть танк. Русские снайперы имели господство на поле боя и вынудили нашу пехоту отойти в укрытия. Неужели так удачно начавшееся наступление захлебнется? Мой зенитный танк получил повреждения гусениц. К счастью мы находились в мёртвой зоне и стали лихорадочно их восстанавливать. Все зависело от моего экипажа… Мы осторожно двинулись вперёд. Перед нами находилась долговременная огневая точка, прикрываемая снайперами, простреливавшими всю местность. С дистанции 300 метров, за считанные секунды, мы поразили огнем все видимые амбразуры. У противника больше не было шансов и вскоре все оставшиеся в живых вышли с поднятыми руками. Почти 100 солдат противника были взяты в плен нашей пехотой. Наступление продолжалось, после нескольких очередей мы вывели из строя миномётную батарею. Трех убитых и 12 раненых из 34 человек стоило нам это наступление».
В дальнейшем 614-й зенитный батальон участвовал в летнем наступлении германской армии на южном участке Восточного фронта в составе 6-ой полевой армии. Но постоянное переподчинение рот различным подразделениям сухопутных войск привело к тому, что батальон постепенно был растащен. Зимой 1943 года 614-й моторизованный зенитный батальон погиб под Сталинградом. Эмблемой 614-го моторизованного зенитного батальона было изображение барабана. Идея этой эмблемы принадлежала командиру 2-й роты обер-лейтенанту Мехельсону. У каждой роты барабан был разного цвета. Белый — 1 -я рота, красный — 2-я рота, жёлтый — 3-я. Штаб батальона имел в качестве опознавательного зелёный цвет. Хотя все боевые машины батальона должны были иметь эмблему, её изображения в разных ротах имели различия. Кроме того, изображение изменялось с течением времени: в свободное время его могли подновить или от руки покрасить щиты в тёмный цвет. Эмблема наносилась на левый борт боевой машины и иногда на правую часть кормы.
Немає коментарів:
Дописати коментар