Этот бронеавтомобиль был создан в 1944 году в Варшаве, во время поднятого Армией Крайовой (АК) восстания против немецкой оккупации. Машина была собрана на шасси трехтонного грузовика Шевроле модели 157, из тех что в предвоенный период начали собирать в Польше на предприятии "Lilpop, Rau and Lowenstein" по лицензии. С началом военных действий на машине был устрановлен газогенераторный агрегат. Машина была создана в очень короткие сроки, с 10 по 23 августа 1944 года на фабрике "Stach" (Stanislaw Kwiatkowski) в районе Повислья.
Машина названа в честь погибшей 15 августа жены одного из конструкторов машины, Джозефа ("Globus"'a) Ферника (ее подпольная кличка как раз и была "Kubus").
Бронирование машины было полностью импровизированным и проектировалось исходя из имевшихся в распоряжении конструкторов листов бронирования и технологий их соединения. Предположительно, источниками материалов послужили разбитые немецкие и(или) французские/советские бронеавтомобили. Разумеется, листы бронирования толщиной в 5-6 мм легко пробивались ружейно-пулеметным огнем, что заставило создателей машины установить внутри машины еще один слой 6мм пластин, образовав внутренний каземат, что полностью защитило экипаж от огня стрелкового оружия. Дополнительной защитой служили и максимально возможные углы наклона бронирования, доводившие геометрический габарит лобовой проекции до 15-20 мм.
Машину лишили газового генератора и перевели на дефицитный бензин - двигатель имел мощность всего в 78 л/с, а с учетом износа - хорошо если половину отдавал.
Отдельной проблемой был никакой обзор из машины - из-за разнесенного бронирования углы зрения отсутствовали как класс. Основным люком десанта стал люк в днище машины, а не исходно планировавшийся для этого задний распашной люк, - из-за установки внутреннего каземата пользоваться задним люком стало невозможно.
Вооружение машины составляли советский пулемет ДП обр. 1928 года, трофейный немецкий огнемет и личное оружие экипажа и десанта. Десант был весьма солидным - в машину помещалось 12 человек. Водитель, стрелок башенного пулемета и 6-10 десантников.
Боевое применение.
Машина была использована для восстановления постоянного сообщения между двумя очагами сопротивления (центр города и Повислье), которые были разделены немецкими войсками, захватившими комплекс Варшавского Университета. 23 августа 1944 была предпринята безуспешная попытка атаки на комплекс, которая хоть и не увенчалась успехом (немцы оперативно подтянули танки, против которых Kubus не мог вести боевых действий) - но довольно серьезно озадачила немцев. Они и не подозревали о том, что у восставших имеется свое производство бронетехники. При отступлении машина, из-за малой обзорности водителем, снесла фонарный столб и была повреждена, но сумела уйти своим ходом.
После неудачной попытки нападения машину модернизировали - водителю установили 80 мм бронестекло, а башенку модернизировали для установки противотанкового гранатомета PIAT английского производства.
Второго сентября 1944 года машина участвовала в очередной попытке штурма Университета, но опять не преуспела, шины были повреждены осколками и пулями, и машина почти потеряла подвижность. Но, продемонстрировав великолепную стойкость бронекорпуса - сумела уползти задним ходом. Под давлением немцев восставшие отступали, и машину было решено перевести в район Srodmiescie, но перегнать машину под огнем оказалось невозможно, кроме того, изъятие бронемашины из линии обороны затруднило бы эвакуацию личного состава. Поэтому 6-го сентября ее спрятали во дворах, предварительно сняв вооружение и ободрав электрооборудование для приведения в негодность.
Годом позже, 17 сентября 1945 года после освобождения Варшавы силами РККА машина была обнаружена там же, где ее и оставили, а в 1946 году она была приведена в самодвижущееся состояние и перемещена в музей Войска Польского, откуда периодически выезжает на всякие мероприятия.
Источник: Военно-исторический архив.
Машина названа в честь погибшей 15 августа жены одного из конструкторов машины, Джозефа ("Globus"'a) Ферника (ее подпольная кличка как раз и была "Kubus").
Бронирование машины было полностью импровизированным и проектировалось исходя из имевшихся в распоряжении конструкторов листов бронирования и технологий их соединения. Предположительно, источниками материалов послужили разбитые немецкие и(или) французские/советские бронеавтомобили. Разумеется, листы бронирования толщиной в 5-6 мм легко пробивались ружейно-пулеметным огнем, что заставило создателей машины установить внутри машины еще один слой 6мм пластин, образовав внутренний каземат, что полностью защитило экипаж от огня стрелкового оружия. Дополнительной защитой служили и максимально возможные углы наклона бронирования, доводившие геометрический габарит лобовой проекции до 15-20 мм.
Машину лишили газового генератора и перевели на дефицитный бензин - двигатель имел мощность всего в 78 л/с, а с учетом износа - хорошо если половину отдавал.
Отдельной проблемой был никакой обзор из машины - из-за разнесенного бронирования углы зрения отсутствовали как класс. Основным люком десанта стал люк в днище машины, а не исходно планировавшийся для этого задний распашной люк, - из-за установки внутреннего каземата пользоваться задним люком стало невозможно.
Вооружение машины составляли советский пулемет ДП обр. 1928 года, трофейный немецкий огнемет и личное оружие экипажа и десанта. Десант был весьма солидным - в машину помещалось 12 человек. Водитель, стрелок башенного пулемета и 6-10 десантников.
Боевое применение.
Машина была использована для восстановления постоянного сообщения между двумя очагами сопротивления (центр города и Повислье), которые были разделены немецкими войсками, захватившими комплекс Варшавского Университета. 23 августа 1944 была предпринята безуспешная попытка атаки на комплекс, которая хоть и не увенчалась успехом (немцы оперативно подтянули танки, против которых Kubus не мог вести боевых действий) - но довольно серьезно озадачила немцев. Они и не подозревали о том, что у восставших имеется свое производство бронетехники. При отступлении машина, из-за малой обзорности водителем, снесла фонарный столб и была повреждена, но сумела уйти своим ходом.
После неудачной попытки нападения машину модернизировали - водителю установили 80 мм бронестекло, а башенку модернизировали для установки противотанкового гранатомета PIAT английского производства.
Второго сентября 1944 года машина участвовала в очередной попытке штурма Университета, но опять не преуспела, шины были повреждены осколками и пулями, и машина почти потеряла подвижность. Но, продемонстрировав великолепную стойкость бронекорпуса - сумела уползти задним ходом. Под давлением немцев восставшие отступали, и машину было решено перевести в район Srodmiescie, но перегнать машину под огнем оказалось невозможно, кроме того, изъятие бронемашины из линии обороны затруднило бы эвакуацию личного состава. Поэтому 6-го сентября ее спрятали во дворах, предварительно сняв вооружение и ободрав электрооборудование для приведения в негодность.
Годом позже, 17 сентября 1945 года после освобождения Варшавы силами РККА машина была обнаружена там же, где ее и оставили, а в 1946 году она была приведена в самодвижущееся состояние и перемещена в музей Войска Польского, откуда периодически выезжает на всякие мероприятия.
Источник: Военно-исторический архив.
Немає коментарів:
Дописати коментар