вівторок, 17 січня 2012 р.

Бронеавтомобиль БА-6.

В 1935 году КБС Ижорского завода получило от УММ РККА задание о "приспособлении корпуса БА-3 к шасси ГАЗ-AAA". По сравнению с трехосным "Форд-Тимкен" оно было легче, имело более короткую базу и собиралось из агрегатов отечественного производства. В конце того же года опытный образец новой бронемашины вышел на заводские испытания. В начале следующего, 1936 года, после устранении выявленных недостатков, бронеавтомобиль под обозначением БА-6 запустили в серию на Ижорском заводе.
Новая машина во многом была аналогична своему предшественнику - конструкция корпуса и башни БА-6 практически не отличались от БА-3. Разница, согласно "отчета о войсковых испытаниях БА-6", состояла в следующем:
"- Усилено крепление корпуса к шасси;
- Боковые дверцы моторного отделения сделаны из одного листа (на БА-3 из двух половин);
- Убрана задняя дверь и откидные щитки;
- Для улучшения интенсивности охлаждения добавлен лючок над моторным отделением;
- В боковых щитках дверей визирные щели расположены в штампованной части щитка;
- Расстояние горизонтального листа ниши задних колес от рамы шасси увеличено на 35 мм;
- Открывание передних жалюзи перед радиатором производится жесткими тягами вместо тросов как на БА-3;
- В лобовом листе перед пулеметчиком добавлено отверстие для стрельбы из "Нагана";
- Вместо щитков в задней части корпуса сделаны отверстия для стрельбы из "Нагана";
- Ремни крепления вездеходных цепей заменены специальными крюками;
- Люк в заднем нижнем листе корпуса, имеющийся у БА-3 против реактивной штанги, аннулирован".
Перед установкой бронекорпуса на шасси в последнее вносился ряд изменений. Задняя часть рамы обрезалась на 400 мм, в связи с чем задняя поперечина переставлялась на линию обреза. К вертикальным полкам продольных лонжеронов приваривали 10 кронштейнов, к которым болтами крепился бронекорпус.
Угол наклона рулевой колонки уменьшался с 39 до 29 градусов, передняя рессора усиливалась 3 дополнительными листами. На расстоянии 1060 мм от центра передней оси к раме 6 болтами крепились кронштейны запасных колес.
БА-6 оснащался двигателем ГАЗ мощностью 40 л.с., четырехступенчатой коробкой перемены передач и демультипликатором со скользящими зубчатками. При боевой массе с экипажем из 4 человек в 5,12 т броневик на шоссе мог разгоняться до 60 км/ч. Подача горючего из двух бензобаков - основного в передней части корпуса на 44 л и дополнительного на 24 л. укреплённого слева на крыше корпуса за сиденьем водителя - подавалось самотеком.
Размещение боекомплекта, состоящею из 60 снарядов и 53 дисков (3339 патронов) ничем не отличалось от БА-3. Но по количеству различного имущества, ЗИП и инструмента, находившегося внутри, БА-6 значительно превосходил своего предшественника.
Запасные части к пушке, ТОП и пулеметам ДТ хранились в четырех ящиках, расположенных на полу в задней части машины. Там же находились 4 сумки с продовольствием НЗ и 4 с подрывным имуществом, закрепленные ремнями на кормовых бронелистах корпуса, а рядом с ними медицинская аптечка. Аналогичным образом фиксировались в нише башни и у бортов корпуса 4 сумки с химическим имуществом. Огнетушитель и автоаптечка (ящик с набором принадлежностей для клейки камер) устанавливались справа у ног пулеметчика вдоль борта корпуса, там же находился 3-тонный домкрат, укрепленный ремнями к полу. Деревянный ящик с инструментом для обслуживания бронеавтомобиля находился на полу за сиденьем пулеметчика. Ракетница в брезентовой кобуре и ракеты к ней укладывались между снарядными стеллажами в нише башни. Здесь же на ограждении погона справа от командира лежали запасные стекла "Триплекс" для башенных смотровых приборов. Заводная рукоятка укладывалась на полу машины за сиденьем водителя и фиксировалась специальными зажимами. Две воронки для масла и бензина разместили под стеллажами пулеметных обойм у входных дверей, а буксировочный трос под подушкой сиденья водителя. Аэротермометр для измерения температуры воды в радиаторе и авиационные часы (со светящимся циферблатом) крепились на специальных кронштейнах к основному бензобаку. Шанцевый инструмент (лопата, топор, лом, пила) размещались на бронелистах, образовывавших ниши задних мостов.
Кроме того, на БА-6, в отличие от БА-3, появилось внутреннее освещение: по одному плафону автомобильного типа смонтировали на крыше между водителем и пулеметчиком и в башне. Для переносной лампочки имелись две розетки - рядом с дверью водителя и в башне. Аккумулятор находился слева под полом корпуса отделения управления. На приборной доске перед водителем располагались: амперметр, указатель уровня горючего в баке (поплавковый) и спидометр.
Еще одним важным отличием БА-6 от предыдущих образцов средних бронеавтомобилей стало использование пулестойких шин "ГК" (до этого времени все бронеавтомобили оснащались обычными пневматиками). Они являлись дальнейшим развитием шин-гусматиков, использовавшихся еще на броневиках русской армии в годы Первой мировой войны. Но если гусматики заполнялись особым составом, который при проколе затвердевал, вытекая на воздух, то в "ТК" (расшифровывалось как "губчатая камера") состояли из специальной эластичной пористой резины, которая не боялась никаких проколов или пробоин. Производство "ГК" развернули на заводе "Красный Треугольник", который стал головным предприятием по их изготовлению. Сначала для изготовления пористой резины использовали натуральный импортный каучук, а с 1938 года его искусственный отечественный аналог. "ГК" имели не очень большой ресурс: после 1000-1300 км пробега наполнитель терял пластичность, рассыпался и шины выходили из строя. Кроме того, максимальная скорость броневиков на пулестойких шинах была примерно на 8-10 км/ч меньше, чем на пневматиках. Например БА-6 на "ГК" по шоссе разгонялся до 42 км/ч, а на обычных шинах - до 52 км/ч).
3 июня 1936 года приказом №015 начальника вооружения РККА И.Халепского была назначена специальная комиссия под председательством полковника Бубина, которой поручалось провести войсковые испытания трех серийных броневиков БА-6 на Ленинградских краснознаменных бронетанковых курсах усовершенствования комсостава РККА имени Бубнова.

Бронемашины №54, 60 (на пневматиках) и №64 (на шинах "ГК") прибыли с Ижорского завода на полигон курсов 1 июля, а закончились испытания 31 октября. Всего БА-6 прошли 5000 км, из них 3000 км по шоссе, 1750 по проселку и 250 км по бездорожью (бронеавтомобиль №60 после аварии 21 июля с испытаний сняли).
В целом в ходе пробегов бронемашины показали себя хорошо, недостатки во многом были схожими с машинами БА-3 и БАИ. Небезынтересно привести выдержки из отчета об испытании БА-6, касающиеся удобства размещения экипажа. Это даст представление о том, в каких условиях приходилось работать танкистам на всех средних броневиках Красной Армии:
"1) Размер дверей мал, посадка экипажа, особенно в зимнее время, затруднена. Посадка через башню сложна из-за отсутствия специальных подножек и ручек.
2) Наблюдение через щель водителю затруднено. Наблюдение через ТОП на скорости свыше 15 км/ч невозможно из-за сильной качки машины...
3) Ведение огня с места по неподвижной цели возможно с такой же меткостью, как из танка. При стрельбе с хода в условиях грунтовых дорог и бездорожья из-за тряски и качки размеры рассеивания выстрелов значительно превышают размеры рассеивания при стрельбе из танков...
4) Размещение экипажа в корпусе неудобно по причине:
- Наличия острых углов в отделении управления;
- Жесткости сидений и узкой спинки у водителя;
- Отсутствие упора для ног в башне;
- Отсутствия спинки у сиденья пулеметчика...
5) При движении с закрытыми люками из-за высокой температуры, большой влажности и медленного движения воздуха внутри броневика через 10-15 минут наступало обильное потение, через 2 часа наступало явление анэксемии (кислородного голодания). Эти причины вынуждали команду или выходить из броневика, или открывать люки. При беспрерывном движении с открытыми люками утомление наступало после 4 часов, а при условии движения с короткими остановками для отдыха на 5-10 минут явления значительного утомления наступали через 6-8 часов...
6) После 8-10 часов движения у команды отмечалось:
7) Водитель и пулеметчик - подавленное самочувствие, из-за горизонтально вытянутого положения ног и согнутому вперед туловищу отмечалось утомление в виде резкой скованности рук и ног, а также всего туловища.
8) Экипаж башни - усталости подвергались больше всего руки и спина: от качания и лязга башни отмечалась головная боль с явлениями тошноты и шума в ушах".
В 1935 году была разработана и изготовлена модификация бронеавтомобиля БА-6 ж/д, приспособленная для движения по железнодорожному полотну. Для этой цели на передние и задние колеса машины надевались металлические бандажи с ребордами, обеспечивавшими устойчивое в поперечном направлении положение бронеавтомобиля при движении по рельсам. Во время движения по железнодорожному полотну руль машины жестко фиксировался в ней тральном положении. При движении по обычным дорогам металлические реборды укладывались на крыше башни и на бортах моторного отделения, придавая машине специфический вид.
Летом 1936 года в КБС Ижорского завода разработали радийный вариант БА-6. Радиостанцию 71-ТК-1 смонтировали как на танке Т-26, в кормовой нише башни. Из-за этого пришлось переработать схему боеукладки и пожертвовать 25 снарядами и 7 пулеметными дисками. Поручневая антенна крепилась на бортах башни.
Зимой 1936 г. на Ижорском заводе был разработан и изготовлен модернизированный бронеавтомобиль БА-6М, который отличался от основной модели установкой новой конической башни без кормовой пиши, более мощным двигателем, уменьшенными размерами корпуса и увеличенной до 10 мм толщиной броневых листов. В связи с установкой конической башни и уменьшением объема боевого отделения боекомплект был сокращен до 50 выстрелов к пушке и 2520 патронов к пулеметам ДТ.
На машине устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый двигатель ГАЗ-M-1 мощностью 50 л.с. (37 кВт) с карбюратором "Зенит" с экономайзером. Пуск двигателя производился с помощью электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8 л.с. (0,6 кВт). В батарейной контактной системе зажигания использовались индукционная катушка (бобина) и распределитель с центробежным регулятором. Емкость топливных баков была увеличена с 55 л до 94 л. Запас хода бронеавтомобиля по шоссе достигал 250 км.
В состав трансмиссии входили: однодисковое сцепление, четырехступенчатая коробка передач с демультипликатором и два задних ведущих моста с коническими дифференциалами и червячными главными передачами. Зависимая подвеска машины состояла из поперечно расположенной полуэллиптической листовой рессоры с реактивными штангами на передней оси и продольно расположенных полуэллиптических листовых рессор с реактивными штангами на второй и третьей осях. Второй и третий узлы подвески - сблокированные. На передней оси машины устанавливались гидравлические амортизаторы. Для улучшения проходимости на грунтах со слабой несущей способностью на ведущие колеса надевались гусеницы типа "Оверолл".
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТ-100 емкостью 100 А•ч и генератор мощностью 130 Вт. Для внешней связи на машине была установлена радиостанция 71-ТК-1. Несмотря на усиление броневой защиты, боевая масса машины была снижена до 4,8 т. Максимальная скорость по шоссе возросла до 52 км/ч.
Производство БA-6 продолжалось на Ижорском заводе до начала 1938 года. Всего было изготовлено 386 бронемашин, из них 55-60 (по разным данным) радийных.

Боевое приминение
Практически одновременно с поступлением новых броневиков в Красную Армию началась и их поставка за рубеж. С декабря 1936 года и вплоть до свертывания советской военной помощи в 1938 году в Испанию были поставлены 7 бронеавтомобилей БАИ и 80 БА-6. Одним из первых соединений республиканской армии, получившим эти боевые машины, стала 1-я бронетанковая бригада под командованием Д.Г.Павлова, принимавшая участие в тяжелых боях под Мадридом в январе 1937 года. Уже в конце месяца, в ходе отражения первого наступления на Мадрид войск генерала Франко, эти машины республиканская армия использовала в боях. Здесь броневики действовали в составе отдельных отрядов и групп.
Бронеавтомобиль БА-6 ж/д. Обращает на себя внимание оригинальный вид машины с железными ребордами на крыше.
Например, 1 ноября под Вальдемаро нанесла контрудар танковая группа полковника Кривошеина в составе 23 Т-26, 3 броневиков ФАИ и 6 БА-6, остановив продвижение франкистам на этом направлении. В ходе боев пушечные машины действовали очень успешно - не уступая по огневой мощи танкам Т-26 они, благодаря большому количеству хороших дорог и шоссе, превосходили своих гусеничных собратьев по маневру, появляясь неожиданно для противника на самих опасных участках. В своих докладах об осенних боях советские военные советники по поводу БА-6 писали следующее: "Мотор слаб, часто выходит из строя демультипликатор, но резина (бронеавтомобили прибыли в Испанию с пулестойкими шинами "ГК") выдерживает хорошо. Броневики сделали по 600 километров с лишним".
Благодаря мощной 45-мм пушке БА-6 и БА-3 без проблем управлялись с бронетехникой противника - как с немецкими легкими танками Pz.I, так и с итальянскими танкетками СV3. Например, когда пехота мятежников при поддержке СV3, наступавшая от городка Вальдемаро на Симпассуэло, прорвала фронт 18-й бригады республиканской армии, из резерва в бой ввели 6 БА-6, которые пройдя 16 км с марша «врезались в безнаказанно хозяйничавшие танкетки, 16 из них разбили, а остальные, пользуясь шоссе, ушли обратно". Наступление мятежников на этом участке было временно задержано. В течение нескольких последующих дней достаточно было здесь показаться пушечным броневикам, как противник немедленно отказывался от наступления на этом направлении.
6 ноября 1936 года танковая группа Кривошеина в составе 15 Т-26 и 12 БА-6, разделившись на две части, контратакует наступающего противника в районах Вильяверде и Вильявисиоза. В ходе боя было уничтожено несколько артиллерийских батарей, рота пулеметов (12 штук), несколько танкеток СV3 и до двух батальонов пехоты. Соединившись, группа наносит удар на Карабалчель Альто, уже занятый противником, уничтожив при этом 5 танкеток СV3 и 4 противотанковых батареи. Но с наступлением темноты боевые машины группы отошли в Мадрид, так как в ходе этих боев пехота за танками не шла.
Во время боев под Мадридом осенью 1936 года не обошлось и без казусов. Экипаж одного БА-6, укомплектованный французским добровольцами, во время ночевки на окраине деревин в районе Вальдемаро, спал таким мертвецким сном, что начальник штаба танковой группы еле достучался рукояткой револьвера о броню, чтобы его разбудить.
В декабре 1936 года в составе испанской республиканской армии формируется танковая бригада. Пушечные бронеавтомобили вошли в состав разведывательного батальона, который вначале имел 22 машины, из них 10 БА-6. Впоследствии, в связи с потерями, их количество сильно сократилось.
По состоянию на 1 февраля 1938 года в составе республиканской армии осталось всего 7 броневиков БА-6 (из них 3 находились в ремонте), остальные были потеряны в боях. К моменту окончания гражданской войны в Испании (февраль 1939 года) в строю осталось всего 2-3 машины БА-6.
Наиболее же ярко проявили себя бронеавтомобили БА-6 (как в прочем и другие бронемашины) в ходе советско-японского конфликта у р.Халхин-Гол. Первое столкновение на реке Халхин-Гол с участием средних бронемашин произошло 20 мая, когда стрелково-пулемётный батальон при поддержке 35 БА-6 и БА-10 из состава 9-й мотоброневой бригады атаковал перешедший границу маньчжурский кавалерийский отряд. В ходе боя пехота отпала, и бронемашины действовали самостоятельно, выбили маньчжурскую кавалерию с песчаных сопок и преследовали до границы, при этом разгромив штаб кавалерийского полка. На поле боя осталось много трупов, оружия и другого имущества. При этом 4 БА-6 застряли в песчаном грунте, отстали, были расстреляны японской артиллерией и сгорели вместе с экипажами.
В результате этих боев выяснилось следующее:
"- Бронеавтомобили могут успешно вести наступление на спешенную конницу не успевшую организовать оборону.
- Броня БА-6 пробивается крупнокалиберным 12-мм пулеметом бронебойной пулей (речь идет о 13,2-мм пулемете Гочкиса).
- В атаку всегда нужно идти с надетыми цепями "Оверолл".
- От попадания 37-мм бронебойного снаряда броневик мгновенно воспламеняется, экипаж обливается бензином и горит. В результате экипаж гибнет в большинстве не от снаряда, а от пожара. Выявился конструктивный недочет в устройстве бензобака, который имея 108 кг бензина висел над головой командира машины и механика, а при ударе снаряда выливался им на голову.
- Нельзя оставлять отдельных засевших машин, т.к. оставшийся противник поджигает бутылками с бензином".
Наиболее же массово бронеавтомобили всех типов применялись 3 июля 1939 года в жестоких боях у г.Баин-Цаган. О накале боев можно судить по словам лейтенанта А.А.Мартынова, командира взвода 1-й роты 247-го автоброневого батальона 7-й мотоброневой бригады, записанным сразу после боя 3 июля: «До обороняющегося противника оставалось 150-200 м, он вел огонь справа и с фронта. При обнаружении противника я открыл огонь с хода. Выпустил четыре снаряда и после, когда машину подбили, еще 11. Вижу - справа горят две машины, впереди горит дозорная машина. У меня снарядом заклинило башню. Я дал приказ - вести огонь из лобового пулемета, но тут же снарядом убило водителя и пулеметчика. Мы с башенным стрелком подобрали ноги и сидели 15 минут, пока не стих артиллерийский и пулеметный огонь. Затем мы вышли и, обнаружив двух раненых, отошли с ними в тыл".
К 20 июля 1939 года в войсках 1-й армейской группы (не считая монгольских войск) насчитывалось 9 машин БА-3 и 62 БА-6. Общие же потери к концу боевых действий составили 8 БА-3 и 44 БА-6. В отчетах особо указывалось, что броня этих машин легко пробивается 13,2-мм японской крупнокалиберной пулей. В качестве весьма существенного недостатка отмечалось расположение бензобака под крышей кабины над головами водителя и пулеметчика (бензин шел в двигатель самотеком). При попадании пули в бак горящее топливо выливалось им на головы.
Тем не менее, некоторое количество броневиков БА-6 приняло участие в польском походе, в войне с Финляндией, а также в Великой Отечественной войне (встречались в войсках, как минимум, вплоть до середины 1942 года). Куда дольше эксплуатировались эти машины в финской армии, которой они достались в качестве трофеев в 1939 и 1941 годах: 10 БА-6 эксплуатировались до конца 1956 года.

Немає коментарів:

Дописати коментар