Средний танк М15/42, по сути отновившийся к классу более лёгких машин типа советского Т-26 и польского 7ТР, появился в конце 1942 года и завершил цепь развития танков, начатую в 1939 моделью М11/39. Основой для него послужил танк М 11/41, который в свою очередь унаследовал множество анахронизмов от более ранних вариантов, включая модели М11/39. Корпус М15/42 и башня были клёпаными, сохранив угловатые очертания. Схема бронирования также не менялась, но в процессе производства часть машин могла оснащаться накладными 12-мм бронелистами в лобовой части корпуса и башне.
Наибольшие отличия заключались только в перенесёнии на правый борт входного люка и установки более мощного бензинового двигателя SPA 15TBM42 (190 л.с. при 2400 об\мин.), в то время как остальные итальянские танки оснащались дизельными. Переход на другой вид топлива был связан с обострившимся дефицитом дизельного горючего. Применение нового двигателя повлекло за собой изменение крыши моторного отсека. Кроме того, ёмкость основного топливного бака довели до 367 литров, резервного - до 40 литров. После переноса входного люка на левом борту появилась возможность установки пяти дополнительных канистр с топливом.
Ходовая часть, как и ранее, включала 8 сдвоенных опорных катков на каждый борт, три поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо. Опорные катки группировались попарно в тележки, которые, в свою очередь, подвешивлись на двух полуэллиптических рессорах.
Частично изменился состав вооружения - теперь в башне устанавливалась 47-мм пушка (Cannone da 47\40) с длинной ствола 40 калибров и три 8-мм пулемёта Breda-SAFAT mod.38. Новое орудие имели на 30% большую начальную скорость снаряда, позволяя пробивать 40-мм броню на дистанциях до 500 метров.
После всех доработок длина танка увеличилась на 145 мм, однако на внешнем облике танка это практически не отразилось.
Первая партия танков М15/42 была готова летом 1943 года. После переворота и раздела страны на северную и южную части, все 92 готовые машины (или их большая часть) были конфискованы немцами. Захваченные М15/42 несколько месяцев находились "на хранении" в Южной Италии, получив заодно обозначение Panzerkampfwagen М15/42 738(i). В скором времени было принято решение передать их в состав 22-й добровольческой дивизии СС "Мария Терезия", сформированную из немецких добровольцев в апреле 1944 году. Есть также информация о том, что под немецким контролем было изготовлено ещё 28 танков. О боевом применении итальянских машин пока информации найти не удалось, впрочем, к декабрю 1944 года в немецких частях всё ещё находилось 68 танков М13/40, М14/41 и М15/42. Несмотря на абсолютную устарелость конструкции, танки M15/42 выпускались в течение 1943-1944 гг. За это время удалось собрать 219 машин, основная часть которых была направлена в вермахт. Последние сохранившиеся танки этого типа были потеряны в Северной Италии и в Венгрии - здесь, в марте-апреле 1945 года, безуспешно обороняла Будапешт 8-я дивизия SS, которая также получила некоторое количество M15/42.
Понимая, что M15/42 является вынужденной мерой, на основе этого танка разработали две более удачные боевые машины. Основной упор сделали на создание САУ - впоследствии эта программа стала приоритетной. В начале 1943 года первый образец Semovente da 75\18 поступил на испытания. Вначале планировалось, что самоходка получит 75-мм пушку L75/34, но поскольку она к марту 1943 года находилась в стадии испытаний решено было установить старое орудие L75/18. Первый заказ составил 200 машин, а после принятия на вооружение L75/34 заказали ещё 500 экземпляров. До сентября итальянская промышленность сдала 123 САУ, многие из которых попали в руки немцев. Поскольку завод фирмы Ansaldo, где производилась их сборка, имел большой задел комплектующих для обеих версий самоходки, немцы сочли возможным продолжить выпуск. К концу 1944 года удалось собрать ещё 80, поступивших на вооружение вермахта под обозначениями StuG M42 mit 75/18 850(i) и StuG M42 mit 75/34 851(i).
Всего немцам удалось получить 294 САУ StuG M42 всех модификаций, активно использовав их в боевых дейсвтиях в Южной Европе. Так, на 31 декабря в шести пехотных, трех панцергренадёрских, двух танковых и одной егерской дивизиях находилось не менее 191 StuG 42. В течении следующего года, после напряженных боёв в Италии и на Балканах, количество САУ сократилось до 93, но воевать они продолжали вплоть до самого конца войны.
Теперь внесём ясность в обозначения итальянских самоходок оснащенных 75-мм орудиями с различными стволами. Стоит отметить, что САУ получали обозначения в зависимости от типа ходовой части:
Semovente M40 da 75/18 (Semovente da 75/18 su scafo M40) – самоходная установка образца 1940 года с длиной ствола 18 калибров на шасси танка M13/40, построено 60 единиц;
Semovente M42 da 75/18 (Semovente da 75/18 su scafo M41 и M42) – самоходная установка образца 1942 года с длиной ствола 18 калибров на шасси танка M14/41, построено 162 единицы;
Semovente M41 da 75/32 (Semovente da 75/32 su scafo M41) – самоходная установка образца 1942 года с длиной ствола 32 калибра на шасси танка M14/41, построено 25 единиц;
Semovente M42 da 75/34 (Semovente da 75/32 su scafo M42) – самоходная установка образца 1942 года с длиной ствола 34 калибра на шасси танков M14/41 или M15/42, точное количество построенных машин не установлено;
Две следующие модификации производились уже под немецким контролем и строились с использованием бронекорпуса и шасси САУ Semovente M43 da 105/25:
Semovente M43 da 75/34 (Semovente M42Т da 75/34) – самоходная установка образца 1943 года с длиной ствола 34 калибра, производилась только для вермахта, построено 11 машин;
Semovente M43 da 75/46 – самоходная установка образца 1943 года с 75-мм зенитным орудием, построено 13 машин. Ни одна из этих самоходок, выпуск которых был осуществлен в 1943-1944 гг., тоже в итальянскую армию не попала.
По материалам: www.aviarmor.net
Наибольшие отличия заключались только в перенесёнии на правый борт входного люка и установки более мощного бензинового двигателя SPA 15TBM42 (190 л.с. при 2400 об\мин.), в то время как остальные итальянские танки оснащались дизельными. Переход на другой вид топлива был связан с обострившимся дефицитом дизельного горючего. Применение нового двигателя повлекло за собой изменение крыши моторного отсека. Кроме того, ёмкость основного топливного бака довели до 367 литров, резервного - до 40 литров. После переноса входного люка на левом борту появилась возможность установки пяти дополнительных канистр с топливом.
Ходовая часть, как и ранее, включала 8 сдвоенных опорных катков на каждый борт, три поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо. Опорные катки группировались попарно в тележки, которые, в свою очередь, подвешивлись на двух полуэллиптических рессорах.
Частично изменился состав вооружения - теперь в башне устанавливалась 47-мм пушка (Cannone da 47\40) с длинной ствола 40 калибров и три 8-мм пулемёта Breda-SAFAT mod.38. Новое орудие имели на 30% большую начальную скорость снаряда, позволяя пробивать 40-мм броню на дистанциях до 500 метров.
После всех доработок длина танка увеличилась на 145 мм, однако на внешнем облике танка это практически не отразилось.
Первая партия танков М15/42 была готова летом 1943 года. После переворота и раздела страны на северную и южную части, все 92 готовые машины (или их большая часть) были конфискованы немцами. Захваченные М15/42 несколько месяцев находились "на хранении" в Южной Италии, получив заодно обозначение Panzerkampfwagen М15/42 738(i). В скором времени было принято решение передать их в состав 22-й добровольческой дивизии СС "Мария Терезия", сформированную из немецких добровольцев в апреле 1944 году. Есть также информация о том, что под немецким контролем было изготовлено ещё 28 танков. О боевом применении итальянских машин пока информации найти не удалось, впрочем, к декабрю 1944 года в немецких частях всё ещё находилось 68 танков М13/40, М14/41 и М15/42. Несмотря на абсолютную устарелость конструкции, танки M15/42 выпускались в течение 1943-1944 гг. За это время удалось собрать 219 машин, основная часть которых была направлена в вермахт. Последние сохранившиеся танки этого типа были потеряны в Северной Италии и в Венгрии - здесь, в марте-апреле 1945 года, безуспешно обороняла Будапешт 8-я дивизия SS, которая также получила некоторое количество M15/42.
Понимая, что M15/42 является вынужденной мерой, на основе этого танка разработали две более удачные боевые машины. Основной упор сделали на создание САУ - впоследствии эта программа стала приоритетной. В начале 1943 года первый образец Semovente da 75\18 поступил на испытания. Вначале планировалось, что самоходка получит 75-мм пушку L75/34, но поскольку она к марту 1943 года находилась в стадии испытаний решено было установить старое орудие L75/18. Первый заказ составил 200 машин, а после принятия на вооружение L75/34 заказали ещё 500 экземпляров. До сентября итальянская промышленность сдала 123 САУ, многие из которых попали в руки немцев. Поскольку завод фирмы Ansaldo, где производилась их сборка, имел большой задел комплектующих для обеих версий самоходки, немцы сочли возможным продолжить выпуск. К концу 1944 года удалось собрать ещё 80, поступивших на вооружение вермахта под обозначениями StuG M42 mit 75/18 850(i) и StuG M42 mit 75/34 851(i).
Всего немцам удалось получить 294 САУ StuG M42 всех модификаций, активно использовав их в боевых дейсвтиях в Южной Европе. Так, на 31 декабря в шести пехотных, трех панцергренадёрских, двух танковых и одной егерской дивизиях находилось не менее 191 StuG 42. В течении следующего года, после напряженных боёв в Италии и на Балканах, количество САУ сократилось до 93, но воевать они продолжали вплоть до самого конца войны.
Теперь внесём ясность в обозначения итальянских самоходок оснащенных 75-мм орудиями с различными стволами. Стоит отметить, что САУ получали обозначения в зависимости от типа ходовой части:
Semovente M40 da 75/18 (Semovente da 75/18 su scafo M40) – самоходная установка образца 1940 года с длиной ствола 18 калибров на шасси танка M13/40, построено 60 единиц;
Semovente M42 da 75/18 (Semovente da 75/18 su scafo M41 и M42) – самоходная установка образца 1942 года с длиной ствола 18 калибров на шасси танка M14/41, построено 162 единицы;
Semovente M41 da 75/32 (Semovente da 75/32 su scafo M41) – самоходная установка образца 1942 года с длиной ствола 32 калибра на шасси танка M14/41, построено 25 единиц;
Semovente M42 da 75/34 (Semovente da 75/32 su scafo M42) – самоходная установка образца 1942 года с длиной ствола 34 калибра на шасси танков M14/41 или M15/42, точное количество построенных машин не установлено;
Две следующие модификации производились уже под немецким контролем и строились с использованием бронекорпуса и шасси САУ Semovente M43 da 105/25:
Semovente M43 da 75/34 (Semovente M42Т da 75/34) – самоходная установка образца 1943 года с длиной ствола 34 калибра, производилась только для вермахта, построено 11 машин;
Semovente M43 da 75/46 – самоходная установка образца 1943 года с 75-мм зенитным орудием, построено 13 машин. Ни одна из этих самоходок, выпуск которых был осуществлен в 1943-1944 гг., тоже в итальянскую армию не попала.
По материалам: www.aviarmor.net
Немає коментарів:
Дописати коментар